Промывка двигателя: разбираем по шагам

Промывка двигателя: разбираем по шагам

Кокс и нагар образуются в камере сгорания двигателя независимо от того, какой бензин вы заливаете. Это естественный процесс, избежать его не получится. Но важно следить за слоем нагара: чем он больше, тем быстрее изнашивается мотор.

В сервисном центре автомобилисту могут предложить промыть ДВС, например, когда он решил перейти на более дорогое моторное масло. Чтобы не переплачивать за лишнюю услугу, нужно чётко понимать, когда это целесообразно, а когда нет.

Когда промывка ДВС не нужна

Есть всего два случая, когда промывка мотора не нужна. Они связаны с очистной функцией масла.

Высокая степень загрязнения мотора

По мере увеличения пробега присадки в моторных маслах утрачивают эффективность. Появляются следующие проблемы:

  1. Спустя 10 000 километров пробега грязь превращается в вязкие маслянистые отложения — шлам. Они налипают на стенки масляных каналов и внутренние части движка.

  2. Через 15 000 километров шлам превращается в твёрдые отложения, которые снижают пропускную способность масляных каналов, засоряют фильтры.

Когда мотор находится в таком состоянии, то промывка может только усугубить ситуацию: промывочное масло размягчит твёрдые отложения, сделает их глинообразными, а потом погонит по системе. Эта жижа забьёт сетку маслозаборника, а для мотора наступит масляное голодание.

Заметить это сразу не удастся. Обычно неопытные водители понимают, что что-то не так, когда из-под капота слышен стук или шум. Износ деталей двигателя к этому моменту достигает критической точки, и автомобилисту остаётся только ремонтировать ДВС. Предотвратить проблему поможет своевременная замена масла.

Не экономьте на смазке, и вам не придётся бороться с отложениями.

При смене марки или типа масла

Когда вы переходите на масло другой вязкости или просто меняете бренд, то промывать двигатель тоже не нужно: проблемы не будет при смешении продукции от разных производителей. К тому же после слива в движке останется чуть меньше литра масла. Вам удастся слить на 100 мл больше, если откачаете смазку не через пробку масляного поддона, а через щуп. Но общая картина останется неизменной.

Остатки масла в узлах ДВС — это не проблема. Смазка всё равно останется в натяжителе цепи, в фазорегуляторе, осядет на стенках масляного насоса. Чтобы убрать её полностью, нужно разобрать мотор. Но делать этого не нужно, как и промывать мотор.

Случаи, когда промывка ДВС обязательна

Промывать двигатель нужно в том случае, когда в него попал мусор (например, стружка или герметик после ремонта) или вода. Последняя несёт особую опасность для мотора. Вода может попасть в ДВС:

  1. Если поездка была недолгой, из-за чего влага не успела испариться. Тогда под капотом образуется конденсат, который может попасть внутрь двигателя.

  2. Если машина упадёт, например, в реку с заглушённым двигателем. Тогда вода попадает в мотор через воздушный фильтр и вентиляционные каналы картерных газов.

  3. В результате быстрой езды по лужам и по бездорожью. Это может стать причиной гидроудара.


В таких ситуациях нужно использовать промывочное масло, чтобы очистить двигатель. Ещё одна ситуация, когда промывка мотора обязательна, — при покупке авто с пробегом. Предыдущий владелец мог не обслуживать машину ответственно. Например, она могла стоять год в гараже, из-за чего масло окислилось. Ещё часто перед продажей продавцы хотят сэкономить на ТО, поэтому заливают дешёвое масло.

Как понять, что нужна промывка двигателя: первые симптомы

Как понять, что внутри цилиндров и на прочих деталях мотора образовался нагар? Автомеханики и опытные автомобилисты выделяют ряд симптомов, по которым можно понять, что узлы ДВС пора промыть:

  • ощутимо падает динамика машины;

  • если двигатель не прогреть, то он плохо заводится;

  • к запаху выхлопных газов добавляется заметный оттенок гари;

  • мотору требуется больше топлива (появляется перерасход);

  • после пуска двигателя из выхлопной трубы начинает идти густой дым;

  • в процессе работы двигатель перегревается.

Есть ещё одно явление, которое указывает на загрязнение цилиндров ДВС, — калильное зажигание. Оно проявляется так: после выключения зажигания топливо в моторе продолжает воспламеняться ещё несколько секунд. Происходит это от раскалённого нагара, а не от искры. Этот процесс характеризуется сильными вибрациями.

Если вы проигнорируете вышеперечисленные симптомы, то ситуация усугубится. Наличие большого количества нагара может стать причиной прогорания клапанов или привести к выходу из строя шатунно-поршневого узла. Потому важно использовать качественные полусинтетические или синтетические смазки и вовремя менять их. О том, как часто нужна замена масла, читайте здесь.

Промывка поршневой системы

Есть два типа очистки двигателя химическими составами:

  1. Мягкая. В топливо добавляют очищающие средства и присадки.

  2. Жёсткая. Предполагает промывку камер сгорания.

Первый вариант используют лишь как профилактическую меру. Однако если периодически добавлять в топливо очищающие средства, то промывка может не понадобиться.

Другое дело, когда вы заметили перечисленные выше симптомы и поняли, что в двигателе скопилось много нагара. Тогда без жёсткой очистки не обойтись. Для этого вам нужно приобрести раскоксовочную жидкость. Её часто продают комплектом, в который входит баллончик со сжатым воздухом, трубка и шприц. В этом наборе есть всё необходимое для работы. Если же вы купили только жидкость, то сжатый воздух со шприцем нужно будет приобрести отдельно.

Чтобы провести жёсткую очистку, воспользуйтесь таким алгоритмом:

  1. Прогрейте двигатель до температуры более 70 градусов.

  2. Выкрутите все свечи, отключите от трамблёра центральный провод. Здесь важно запомнить порядок подключения высоковольтных проводов к цилиндрам. Чтобы не ошибиться, лучше поставить метки маркером.

  3. Коленчатый вал проверните таким образом, чтобы поршни расположились приблизительно на одном уровне. Сделать это можно двумя способами: поддомкратить и повернуть ведущее колесо или повернуть гайку шкива.

  4. С помощью трубки со шприцем залейте жидкость для раскоксовывания в каждый цилиндр. Загляните в прилагаемую к набору инструкцию, чтобы узнать, какой объём нужно залить.

  5. Закрутите свечи. Теперь необходимо подождать 2–3 часа, пока жидкость уберёт отложения. При больших загрязнениях рекомендуют выждать 12 часов. Каждые 2 часа поворачивайте коленвал.

  6. Используя шприц и трубку, откачайте из цилиндров оставшуюся жидкость.

  7. Каждый цилиндр продуйте сжатым воздухом из баллона.

  8. Подключите провода зажигания.

  9. Заведите мотор.

Важно прогреть двигатель после промывки в течение 5–10 минут. Если появится небольшое количество дыма — не страшно. Это связано с выгоранием остатков чистящего средства в двигателе.

Вышеописанная процедура позволяет убрать отложения только в камерах сгорания. Но нагар может появиться и на других деталях мотора. Избавиться от него поможет промывка системы смазки.

Как почистить систему смазки

Для промывки можно использовать:

  • промывочное масло;

  • масло «пятиминутка»;

  • присадку «пятиминутка».

Лучше всего использовать для промывки последний вариант. Для этого просто добавьте присадку в двигатель, затем дайте ему проработать на холостом ходу около 5 минут. Затем достаточно слить старое масло, сменить фильтр и залить новую жидкость.

Промывку мотора маслом проводят аналогичным образом. Отличие в том, что перед процедурой нужно слить старое. Затем залейте промывочное и заведите мотор на 5 минут. После этого слейте «промывку» и залейте новую смазку.

«Пятиминутки» обязательно нужно сливать после очистки. Ездить на них запрещено.

Особенности использования промывочных масел

Как мы упомянули выше, после покупки машины на вторичном рынке нужно обязательно промыть смазочную систему. Для этого используйте промывочное масло — залейте его вместо старой смазки. На нём можно проехать не более 100 километров в режиме обкатки. Защитные свойства промывочного масла слабее, чем у обычного.

Спустя 100 километров промывочную смазку нужно слить и залить обычное масло. 

Очистка ДВС от нагара без разборки — это простой процесс. И если вы будете выполнять его регулярно, то сможете продлить срок эксплуатации мотора.